Главное правило психоанализа
Главное правило психоанализа, с которым вас ознакомят в самом начале работы, предельно простое – говорить все, что приходит в голову без каких-либо ограничений, по крайней мере, стараться. В общении с аналитиком нет запретных слов и тем.
Многие воспринимают посещение аналитика как походы к врачу, но начало анализа еще можно сравнить с беседой со случайным попутчиком в поезде. Человеку, с которым нам доведется ехать в одном купе при наличии доверия, некоторой симпатии и желания слушать с его стороны мы можем со спокойной душой рассказать о себе самое неприятное или сокровенное. Во-первых, потому что мы не пересекаемся с ним в повседневной жизни и маловероятно, что мы его когда-то увидим снова, а следовательно, нам все равно что он о нас подумает, а во-вторых у нас нет сформировавшегося отношения, которое могло бы помешать нам освободиться от груза переживаний.
Аналитик в самом начале анализа, в некотором роде, и есть такой случайный попутчик, к которому мы чувствуем некую симпатию (иначе бы мы к нему вообще не пошли), с которым мы не пересекаемся в обычной жизни (что крайне желательно и является частью профессиональной этики – не брать друзей и знакомых), который хочет и умеет слушать (подразумевается по определению). Более того, аналитик заведомо не будет вас осуждать, критиковать или поучать.
Несмотря на то, что психоанализ процесс вроде бы формальный (в том смысле, что вы обращаетесь за помощью к специалисту и оплачиваете его услуги) у вас, тем не менее, начнет формироваться определенное отношение к аналитику, как и к любому другому человеку, с которым вы периодически общаетесь. Через некоторое время, выговорившись и выложив все что наболело вы, скорее всего, обнаружите, что выполнять такое, в сущности, простое правило весьма не просто.
Вы заметите, например, что появились темы, о которых вам не хочется говорить или вам просто-напросто перестанет что-либо приходить в голову. Вы можете отметить, что вам уже далеко не все равно как реагирует аналитик на то, что вы рассказываете. Не все равно, что он о вас думает. Мысленно возвратившись в наш иллюстративный поезд, представим, что вы едете в поезде, скажем, пару месяцев – за это время у вас сложатся вполне определенные отношения с вашими соседями. Кого-то вы станете недолюбливать, кого-то подозревать, кому-то завидовать, с кем-то искать дружбы, кому то подражать, кого то избегать или ревновать.
У вас появится эмоционально окрашенное отношение к аналитику. Оно может быть самым разным, но оно уже не будет нейтральным с легким налетом симпатии, как это было в начале. Это может быть зависть, злость, стыд, влюбленность, презрение, вы можете желать ему понравится, или наоборот, насолить, что-то скрыть или преподать себя в определенном свете.
Отношение к аналитику
Отношение к аналитику будет формироваться в основном по законам вашей психики, так как аналитик в традиционном психоанализе придерживается нейтральной позиции. Аналитик не будет вас критиковать осуждать поучать или давать советы. Скорее всего, будет воздерживаться от рассказов о себе и своей жизни или каких либо суждений по различным поводам.
Это нужно для того, чтобы как на чистой доске вы смогли увидеть ваши собственные сценарии отношений и стереотипы восприятия. Чтобы было видно, какова ваша роль в сложностях и проблемах, от которых вам хотелось бы избавиться. Все ваши внутренние конфликты, все стереотипы неизбежно проявятся в отношениях с аналитиком и именно на примере этих отношений вы сможете не просто интеллектуально понять их, а прочувствовать в действии, задуматься над их адекватностью ситуации и увидеть их автоматический характер и всеобъемлющий характер.
Например, вы заметите, что не можете похвастаться перед аналитиком новой покупкой, хотя это вертится на языке и это как раз то, что приходит в голову, поскольку вы опасаетесь, что аналитик будет завидовать вам. Но если вам ничего неизвестно о личных качествах аналитика задайте себе вопрос – откуда у вас знание о том, что аналитик будет завидовать и чем зависть аналитика для вас опасна? Не происходит ли это из вашего прошлого опыта и не применятся ли без разбору ко всем, с кем вам приходиться общаться. Задача аналитика – показать вам эти сценарии взаимоотношений, усвоенные вами в прошлом, сделать так, чтобы вы сами их увидели и прочувствовали.
Например, клиент, молодой привлекательный и успешный мужчина в ходе анализа выразил уверенность о том, что его аналитик (женщина) несомненно, пользуется большим успехом у мужчин, и скорее всего имеет несколько любовников, на фоне которых он явно проигрывает. При этом он ничего не знал о реальной личной жизни аналитика. В ходе последующего анализа он сам впервые понял, что таким образом он воспринимает любую понравившуюся ему женщину и смог задуматься над тем, когда и как у него сформировался именно такой стереотип восприятия.
Решение проблем путем советов
Самый распространенный жанр психологических колонок в прессе – советы. Однако психологические проблемы не решаются путем советов и приобретения интеллектуальных знаний. Вы можете прочитать книжку о депрессии и понять, как запускается депрессивный механизм – но депрессия от этого не пройдет, равно как и не появится.
Всем известна поговорка – «друг познается в беде». По другой версии – в радости. Это значит, что человек ярче всего раскрывается в эмоционально напряженной ситуации. Об этом всем известном факте пел, например, Высоцкий – «парня в горы тяни, рискни – там поймешь, кто такой».
Важнейшая функция нашей психики – переработка психического напряжения. Способы переработки индивидуальны. Каждый прибегает к многократно испытанным приемам, сформированным в течение всей жизни. Например, человеку в автобусе наступили на ногу. Кто-то начнет кричать и возмущаться, закатит истерику, другой промолчит, но в своем воображении пустит в обидчика очередь из «калашникова» и успокоится, а третий объяснит это тем, что человек устал, плохо стоит на ногах, а потому простительно, что он наступает на ноги. У четвертого просто-напросто заболит голова и он скажет «а, мне не до этого, у меня голова болит».
Изменение отношения к аналитику
В ходе психоанализа, когда ваше отношение к аналитику уже перестало быть нейтральным, вы не останетесь равнодушным ко многим ограничениям и правилам работы. Например, вас может бесить необходимость встречаться в строго определенное время или вас будет расстраивать то, что за пропущенные сессии берется оплата или то, что сессию не продлевают, если вы опаздываете. Отказ аналитика давать советы может восприниматься как пренебрежение, нежелание помочь. Молчание аналитика с одной стороны позволяет пациенту сосредоточится на своих переживаниях, с другой стороны может раздражать, восприниматься как проявление недовольства или свидетельство угрозы. Создается как бы в лабораторных условиях мягкая, но фрустрирующая, иногда очень напряженная ситуация.
В этом одно из отличий психоанализа, например, от утешительных бесед с друзьями за рюмкой. Задача психоанализа не просто снять напряжение, облегчить сиюминутные страдания здесь и сейчас, но понять природу мучительных переживаний и разрешить внутренний конфликт, извлечь корень страданий. Для этого вы должны увидеть сами в действии как ваша психика справляется с разнообразными напряженными ситуациями.
На все эти ограничения, на любые события в ходе анализа вы будете реагировать сугубо индивидуальными способами, многократно испытанными в ходе всей вашей жизни, способами которых вы часто уже давно не замечаете. Настолько они стали автоматическими и воспринимаются вами как нечто абсолютно естественное и само собой разумеющееся.
Способ выражения чувств действиями
С психическим напряжением не обязательно справляются с помощью слов. Мы нередко выражаем действиями то, что не можем выразить словами. Способов выражения чувств действиями бесчисленное множество. Это и язык телодвижений и манера говорить и просто-напросто самые разнообразные поступки. Например, если нас некто приглашает на день рождения, а мы затаили обиду на этого человека, мы можем, не выражая наших чувств словами, просто проигнорировать приглашение. В этом примере мы, скорее всего, отдаем себе отчет в том, что происходит. Но очень часто чувство, выраженное действием, ускользает от нашего понимания. Часто подобные непонятные самому человеку действия носят навязчивый характер, так как их действительный смысл не ясен самому человеку.
Проблемы доставляет именно то, что ускользает от понимания – обычно человек говорит в таких случаях – все понимаю, а сделать ничего не могу. Например, пациентка постоянно провоцировала своего мужа тем, что периодически не приходила домой ночевать. Муж оставался невозмутим. Пациентку с одной стороны это раздражало, с другой стороны она сама не понимала, почему она продолжает так делать, чего она хочет этим добиться. В ходе анализа она вспомнила, что когда ей было 14 лет она подверглась сексуальным домогательствам пришла домой и сообщила об этом родителям они же сделали вид что ничего не произошло и она начала сомневаться уж не привиделось ли ей все это. Провоцирование мужа, таким образом, являлось постоянным проигрыванием этой ситуации. Она никак не могла добиться от него той реакции, которая ей была нужна от родителей, когда ей было 14 лет.
Нами руководит бессознательное
Психоанализ основан на идее о том, что нами во многом руководит бессознательное. Об этом самом бессознательном и делаются попытки составить картину на основе мелочей, ничего не значащих на первый взгляд поступков, сновидений. Опытнейший бизнесмен, глава International Management Group и знаток психологии Марк Маккормак писал о том, что на переговорах люди, как правило, надевают маски и поэтому информацию об их сущности лучше стараться получать в переходные моменты. Например, перед самым началом переговоров, или в конце, когда люди уже прощаются. По его словам, по тому, как человек прощается или здоровается, как он занимает свое место, как садится в кресло можно понять гораздо больше о его сущности, чем от двухчасовых переговоров. Поэтому не удивляйтесь, если аналитик будет обращать ваше внимание на то, что вам кажется мелочами – как вы приходите, как прощаетесь, на опоздания, на ваши позы и язык тела, на то, как вы формулируете ваши высказывания.
Как известно на анализе нет каких бы то ни было ограничений на высказывания – есть ограничения на действия – человек должен находится на кушетке и стараться все свои чувства по возможности максимально выражать словами. Но часто слова не могут вместить всех чувств, или у клиента просто нет слов для их выражения потому что он никогда не осознавал их и не выражал словами, а просто вел себя определенным образом, сообщая другим о своих чувствах своим поведением.
Поскольку все общение с аналитиком ограничено стенами кабинета и временем сессии, в распоряжении клиента не так уж много средств для выражения чувств действиями. Единственный доступный способ – нарушать правила работы. Так называемый сеттинг (весь набор правил работы время, оплата и т.п.) как раз и служит для того, чтобы и вы и аналитик смогли увидеть, как вы выражаете то, что не можете выразить словами.
Например, клиент может не говорить о своих агрессивных чувствах к аналитику, а выражать их опозданиями или пропусками без предупреждения. Манипуляции с расписанием работы – единственный инструмент, с помощью которого клиент может выразить то, что не может сказать, но именно благодаря скромности этого арсенала психоанализ и является терапевтической, безопасной ситуацией, в которой возможно развитие.
Отношения с аналитиком – это арена, на которой человек впервые позволяет себе испытать чувства, недоступные ему ранее. Впервые пробует вести себя по другому, опробует новые модели поведения по мере того, как осознает смысл и происхождение привычных ему стереотипов поведения.
Например, человек, склонный к депрессии, то есть всегда предпочитающий брать вину на себя, избегающий выражения гнева и осознавший пагубный характер такого стереотипа и его происхождение именно с аналитиком впервые осмеливается вести себя по иному, выражать гнев и возлагать ответственность на другого. В повседневной жизни есть масса обстоятельств, затрудняющих такие попытки, так как все мы связаны определенными обязательствами на работе и в личной жизни и мы, как правило, в той или иной степени зависим от этих обязательств.
Психоанализ часто называют лечением разговором. Я бы сказал, что это скорее лечение отношениями. У большинства людей никогда не было опыта отношений, при которых они могли бы говорить абсолютно все, что приходит в голову, выражать любые свои чувства, в том числе и тому человеку, к которому они относятся без боязни последствий.
Отношения, которые формируются между вами и аналитиком в ходе прохождения психоанализа – уникальные отношения, предоставляющие человеку поддержку и помощь профессионала и возможность для развития. Большинство людей, к сожалению, не имели и не имеют опыта подобных отношений. Психоанализ – трудный процесс, требующий терпения, времени и сильной мотивации к изменению, но ваше упорство будет вознаграждено сторицей, так как успех в анализе сказывается во всех сферах жизни – в работе, в любви и дружеских отношениях, в творчестве. Так же как и внутренний конфликт, будучи не разрешенным, влияет на все сферы.
Заключение (рекомендации)
В заключение хотел бы дать несколько рекомендаций тем, кто решил обратиться к аналитику.
- При выборе аналитика доверяйте, прежде всего, собственным чувствам. Вы должны почувствовать, что с этим человеком у вас могут сложится доверительные отношения.
- Крайне желательно, чтобы аналитик не был вашим другом или хорошим знакомым. Чем меньше вы пересекаетесь с ним в обычной жизни и чем меньше о нем знаете, тем лучше.
- Поинтересуйтесь, входит ли аналитик в какое-либо из профессиональных сообществ.
- Профессиональный аналитик никогда не будет давать вам советов и наставлений, даже по вашей просьбе.
- Профессиональный аналитик никогда не будет давать гарантий относительно продолжительности анализа (типа: «гарантированно вылечу за 2 месяца»).
- С вами обязательно четко обговорят условия работы: количество встреч в неделю, время, продолжительность, условия оплаты, правила отмены занятий.
- С вами проведут несколько предварительных встреч (как правило, 3-5) после которых и вы и аналитик примете решение относительно будущей совместной работы и заключите устный контракт.
/Сокращенный текст. Лынов С./