Тренинговый анализ
Что такое тренинговый или дидактический психоанализ?
Это обучающий, учебный анализ для лиц готовящихся стать психоаналитиками, личная психотерапия для будущих психоаналитиков, для всех желающих профессионально заниматься анализом.
Это главная обязательная часть его профессиональной подготовки, «второе основное правило психоанализа». Дидактический анализ проводят тренинговые аналитики.
Для чего нужно самому пройти психоанализ?
Тренинговый анализ обоснован тем, что аналитик глубоко вовлечен в терапию, как и пациент, и решающую роль в успехе здесь будут играть не столько его знания, сколько развитие его как личности.
Т.к. в работе аналитик для понимания пациента использует свое собственное бессознательное, то целью дидактического анализа становится развитие умения психоаналитика свободно общаться со своим бессознательным, способности к свободно парящему вниманию. Личный анализ будущего аналитика развивает способность использовать свои склонности в профессиональной деятельности.
Для этого важно открыть аналитику свое бессознательное, осознать неосознаваемые эмоциональные проблемы, овладеть бессознательными конфликтами, проанализировать защитные механизмы и переносы, преодолеть сформировавшихся под их влиянием «слепые пятна», т.е. нежелательные стереотипы восприятия, переживания, мышления и поведения.
Поэтому аналитику необходимо на собственном опыте учебного анализа пережить то, что будет происходить с пациентами, изучая психоанализ изнутри. Понять себя, что бы лучше понимать других. Пройдя анализ, аналитик освобождается от эмоциональных склонностей, которые могли бы помешать его работе. Кто хочет практиковать психоанализ, должен уметь подойти к психическому явлению без предрассудков и ригидности. И устранить свои «слепые пятна». Кто не проходит тренинговый анализ, у того «зрение» будет затемнено бессознательными мотивами, он будет видеть то, что ему хочется видеть или не будет замечать очевидного, происходящего в психике пациента.
Он привнесет в анализ новый род искажений, гораздо более вредный, чем существует у пациента. Так как существует влияние постоянных занятий с вытесненным материалом, то в самом аналитике возбуждаются все влечения, которые он удерживает под контролем. И поэтому «слепой» аналитик не заметит опасных, вредоносных явлений. И у него у самого будут развиваться терапевтический нарциссизм, синдром эмоционального выгорания, снижение эффективности работы. Успешно практиковать психоанализ может лишь тот, кто осознал собственное бессознательное.